Перейти к содержимому

Консультация педагога-дефектолога

Оспанова  Алма  Муратовна, педагог-дефектолог  КГКП

«Ясли – сад  «Ұшқын».

Предметно — практическая   деятельность  и  ручной  труд. Практические рекомендации   для   воспитателей   и   родителей   детей  с  ООП.

   В основу Программы  положена  система  пошагового  обучения. Для этого важно определить  уровень, на котором  ребенок может самостоятельно совершить какое-либо действие  внутри  данного  навыка и следующий  шаг, которому надо ребенка обучать. Помощь  взрослого постепенно  по мере освоения  действий  уменьшается в объеме, сворачивается от физической  помощи  к  жесту, затем  к  инструкции.

Уровни   помощи   педагога   при   работе  с  детьми:

-совместное действие, осуществляемое  «рука в руку» с ребенком;

— действие, сопровождаемое  пошаговой  инструкцией  педагога;

— последнее  действие  ребенок  осуществляет сам;

— педагог помогает начать действие, а  продолжает и заканчивает ребенок при контроле взрослого;

-ребенок  осуществляет  действие сам от начала до конца, опираясь на пошаговую речевую инструкцию  педагога;

-ребенок  осуществляет  действие  полностью  самостоятельно.

    Использование  тех  или   иных  разделов   программы,  а  также  сроки   их   прохождения могут  различаться  в  зависимости  от:

— тяжести  психического  развития  ребенка;  

— индивидуальных  особенностей  и  возможностей  ребенка (для  одних возможно  усвоение  всех  разделов  программы, для других – лишь некоторых);

— способности   принятия  обучающей   помощи;

— социального окружения.

    Сроки   освоения   содержания   каждого   этапа   Программы   индивидуальны   у каждого  конкретного  ребенка  или  группы  детей.

   Обучение  должно  начинаться  с  формирования  предметных  действий.

   Предметная  деятельность  включает в  себя, прежде  всего формирование  захвата, манипулятивные действия с предметами, игрушками,  произвольные действия и действия, направленные  на  результат. Именно в такой последовательности формируется умение  действовать  с  предметами  исходя из их функциональных  возможностей.

   Цель  занятий  по  предметно-практической  деятельности в использовании различных многообразных видов деятельности (предметная деятельность, конструктивная,  действия  с  разборными   игрушками,  ручной  труд), коррегирующих недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации,  пространственных   представлений, наглядно-действенного  мышления, а так же их речи  в  связи  с  практической  деятельностью.

  Индивидуальную  программу  на  ребенка  надо  составлять  с   учетом  имеющихся знаний, навыков  и  умений; использовать  для  детей  с  ООП.

Программа  по   предметно-практической   деятельности   и  ручному  труду.

1.Упражнения  на развитие подражательных движений: «курочки», «птички», «кулачки-ладошки», «зайки» и  т.д.

2.Выполнение  подражательных действий со сменой вида движения: «топаем-хлопаем», «стучим-прячем» и  др.

  1. Выполнение по показу  и  самостоятельно  действий  с  предметами:

— Катание  шаров  в  разных  направлениях;

— Вкладывание  мелких  предметов  в сосуды  с узким  горлышком;

— перекладывание  предметов  из одной  емкости  в другую;

— нанизывание   на   стержень;

— нанизывание  на  шнурок;

— закручивание  пластмассовых  гаек  на  стержень  с  резьбой.

4.Обучение  разнообразным  действиям  с  игрушками  в зависимости от их физических свойств: толкать мяч; высы­пать мячи, кубики и другой материал из ведерка, ящика, переворачивая его; вынимать игрушки  по одной  из емкости; открывать разнообразные коробочки, устройство крышек  ко­торых  подсказывает способ открывания;

— правильно  пользоваться  совком  и  лопаткой  в играх с песком  и  снегом и др.

  1. Деятельность с разборными   игрушками:

-игра с баночками – вкладышами  разной   формы;

-складывание   3-7-местной   матрешки;

-нанизывание   колец   пирамиды (3-10  штук)  на  стержень  с  учетом  величины.

  1. Элементарное конструирование:

-выкладывание  по  показу  и  образцу  простейших   фигур   из   палочек;

-складывание   разрезных   картинок  из  2-3-4-5-6  частей;

-конструирование   простых   построек  из  кубиков  по  показу  педагога.

  1. Лепка:

-обучение  умению  разминать  глину, пластилин;

-умение  делить  большой   кусок  на  части;

-раскатывание  куска  продольными   движениями  ладоней;

-раскатывание  куска  кругообразными  движениями   ладоней;

-сплющивание  между  ладонями, учить   делать   простые   предметы  из  пластилина (шарики, колбаски, конфетки  и  т.д.).

  1. 8. Работа с бумагой:

-Обучение  умению  мять   бумагу  и   разглаживать  ее  ладонью;

-умение  отрывать  небольшие  кусочки, разрывать;

-умение  сгибать  бумагу  в  разных   направлениях  и  разглаживать  по  месту  сгиба;

-изготовление простых  аппликаций  из  цветной бумаги (раскладывание и наклеивание  готовых  форм  из  цветной бумаги).

9.Развитие   продуктивной   деятельности (подготовка  к  рисованию).

Важно  всегда  знать  и  помнить: при  обучении   проявлять  положительные  эмоции, хвалить ребенка, хлопать  в  ладоши, этим  самым  Вы поощряете  ребенка  заниматься,  играть,  выполнять  ваши  задания.  И  с  каждым  разом  он  будет  больше проявлять  интереса  к  занятиям; действия  с  предметами  будут  улучшаться, становиться  более  осмысленными, адекватными, нацеленными  на  результат. Будет улучшаться его интеллектуальная деятельность, психические процессы будут развиваться  в  лучшую  сторону, а  это  самое  главное! Удачи, терпения, успехов, у нас  все  получится!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *