Оспанова Алма Муратовна, педагог-дефектолог КГКП
«Ясли – сад «Ұшқын».
Предметно — практическая деятельность и ручной труд. Практические рекомендации для воспитателей и родителей детей с ООП.
В основу Программы положена система пошагового обучения. Для этого важно определить уровень, на котором ребенок может самостоятельно совершить какое-либо действие внутри данного навыка и следующий шаг, которому надо ребенка обучать. Помощь взрослого постепенно по мере освоения действий уменьшается в объеме, сворачивается от физической помощи к жесту, затем к инструкции.
Уровни помощи педагога при работе с детьми:
-совместное действие, осуществляемое «рука в руку» с ребенком;
— действие, сопровождаемое пошаговой инструкцией педагога;
— последнее действие ребенок осуществляет сам;
— педагог помогает начать действие, а продолжает и заканчивает ребенок при контроле взрослого;
-ребенок осуществляет действие сам от начала до конца, опираясь на пошаговую речевую инструкцию педагога;
-ребенок осуществляет действие полностью самостоятельно.
Использование тех или иных разделов программы, а также сроки их прохождения могут различаться в зависимости от:
— тяжести психического развития ребенка;
— индивидуальных особенностей и возможностей ребенка (для одних возможно усвоение всех разделов программы, для других – лишь некоторых);
— способности принятия обучающей помощи;
— социального окружения.
Сроки освоения содержания каждого этапа Программы индивидуальны у каждого конкретного ребенка или группы детей.
Обучение должно начинаться с формирования предметных действий.
Предметная деятельность включает в себя, прежде всего формирование захвата, манипулятивные действия с предметами, игрушками, произвольные действия и действия, направленные на результат. Именно в такой последовательности формируется умение действовать с предметами исходя из их функциональных возможностей.
Цель занятий по предметно-практической деятельности в использовании различных многообразных видов деятельности (предметная деятельность, конструктивная, действия с разборными игрушками, ручной труд), коррегирующих недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, а так же их речи в связи с практической деятельностью.
Индивидуальную программу на ребенка надо составлять с учетом имеющихся знаний, навыков и умений; использовать для детей с ООП.
Программа по предметно-практической деятельности и ручному труду.
1.Упражнения на развитие подражательных движений: «курочки», «птички», «кулачки-ладошки», «зайки» и т.д.
2.Выполнение подражательных действий со сменой вида движения: «топаем-хлопаем», «стучим-прячем» и др.
- Выполнение по показу и самостоятельно действий с предметами:
— Катание шаров в разных направлениях;
— Вкладывание мелких предметов в сосуды с узким горлышком;
— перекладывание предметов из одной емкости в другую;
— нанизывание на стержень;
— нанизывание на шнурок;
— закручивание пластмассовых гаек на стержень с резьбой.
4.Обучение разнообразным действиям с игрушками в зависимости от их физических свойств: толкать мяч; высыпать мячи, кубики и другой материал из ведерка, ящика, переворачивая его; вынимать игрушки по одной из емкости; открывать разнообразные коробочки, устройство крышек которых подсказывает способ открывания;
— правильно пользоваться совком и лопаткой в играх с песком и снегом и др.
- Деятельность с разборными игрушками:
-игра с баночками – вкладышами разной формы;
-складывание 3-7-местной матрешки;
-нанизывание колец пирамиды (3-10 штук) на стержень с учетом величины.
- Элементарное конструирование:
-выкладывание по показу и образцу простейших фигур из палочек;
-складывание разрезных картинок из 2-3-4-5-6 частей;
-конструирование простых построек из кубиков по показу педагога.
- Лепка:
-обучение умению разминать глину, пластилин;
-умение делить большой кусок на части;
-раскатывание куска продольными движениями ладоней;
-раскатывание куска кругообразными движениями ладоней;
-сплющивание между ладонями, учить делать простые предметы из пластилина (шарики, колбаски, конфетки и т.д.).
- 8. Работа с бумагой:
-Обучение умению мять бумагу и разглаживать ее ладонью;
-умение отрывать небольшие кусочки, разрывать;
-умение сгибать бумагу в разных направлениях и разглаживать по месту сгиба;
-изготовление простых аппликаций из цветной бумаги (раскладывание и наклеивание готовых форм из цветной бумаги).
9.Развитие продуктивной деятельности (подготовка к рисованию).
Важно всегда знать и помнить: при обучении проявлять положительные эмоции, хвалить ребенка, хлопать в ладоши, этим самым Вы поощряете ребенка заниматься, играть, выполнять ваши задания. И с каждым разом он будет больше проявлять интереса к занятиям; действия с предметами будут улучшаться, становиться более осмысленными, адекватными, нацеленными на результат. Будет улучшаться его интеллектуальная деятельность, психические процессы будут развиваться в лучшую сторону, а это самое главное! Удачи, терпения, успехов, у нас все получится!